В бизнесе предоставляется возможность открыть дело с наименьшим риском для себя, используя франшизу. Сотрудничество это сопровождается денежными выплатами. Ключевой инструмент франчайзинга – роялти.
Что такое роялти
Названия и термины финансово-хозяйственных занятий людей появились давно и практически не изменились. Регулярная плата законному владельцу за использование товарного знака, бренда или технологии называется роялти. Это слово с французскими корнями и обозначало плату королю за право использовать землю и ресурсы, предоставленные на время его подданным.
Это платеж за использование временно логотипом постоянного обладателя. При разрыве соглашения и прекращении выплат собственнику, бизнесмен утрачивает право на законное применение этого объекта. По факту можно получить доход в виде роялти, предоставляющего интерес или ценность для потенциального партнера, и который он захочет взять в аренду:
- земельный участок;
- помещение или офис;
- франшиза;
- авторские работы (книги, музыка и т. д.).
Изначальным условием при составлении договора с обладателем известной марки и покупателем франшизы является исполнение платежей 2 видов. Паушальный взнос оплачивают единожды за возможность присоединиться к известной фирме и действовать от ее имени. Роялти платится регулярно, по контракту, где четко должны быть прописаны размеры и сроки платежей.
Покупатель должен знать о пакете услуг, которые ему оказывают. Тщательно изучить, проанализировать его содержимое и определить выгодность соглашения. В начале размер выплат занижают, чтобы юный бизнес не зачах. Когда новый руководитель уверенно встанет на ноги, выручка увеличивается. Возрастает и взнос. По мере развития отношений помощь выражают в поддержке и сопровождении бизнеса:
- продвижение торговой марки;
- информационная поддержка;
- фирменная одежда и оборудование;
- набор и консультирование персонала;
- рекламная продукция;
- исследовательская деятельность и новые разработки;
- помощь в управлении и координирование работы предприятия.
Обязательно зарегистрируйте сделку. Устных договоренностей быть не должно. Иначе, не может быть и речи о работе в правовом поле и защите субъекта.
Виды роялти во франшизе
Каждый собственник ценного ресурса определяет сам вид регулярного платежа, величину, временные рамки оплаты. Законный владелец держит под контролем все, не считая некоторых компромиссов, оговоренных при оформлении договора.
Виды отчислений:
- процент с оборота. Величина и периодичность времени оплаты, заранее оговаривается в договоре. Это когда взнос платится по результатам работы компаньона и владелец наблюдает за деятельностью объекта;
- процент от прибыли (маржи). Используется для хозяйственного субъекта, где разные уровни наценки на товары. И актуален такой вид на производстве с четким регулированием ценовой политики оптовых и розничных продаж;
- фиксированная ставка. Регулярный платеж, сумма которого внесена в договор. Используется, когда не удается плотно контролировать работу франшизы и сложно заранее определить доход;
- рекламные платежи. Дополнительно начисляют, если изначально затраты на продвижение продукта или услуги не внесены в % роялти. Для раскрутки и рекламы бренда, под которым работает покупатель франшизы;
- комбинированные. Несколько видов оплаты на определенные товары или услуги.
Как рассчитываются роялти платежи
Выплаты зависят от суммы дохода, на него влияет немало факторов. Популярность марки, спрос на нее и регион оказывают воздействие на размер отчислений. В больших городах отчисления составляют 5-10%, в малых ставки меньше.
Таблица 5.6 – Стандартные ставки роялти по отраслям промышленности:
Отрасль промышленности | Ставка роялти, % |
Электронная | 410 |
Электротехническая | 15 |
Химическая | 1,5 |
Фармацевтическая | 25 |
Станкостроительная | 4,57,5 |
Автомобильная | 13 |
Авиационная | 610 |
Металлургическая | 58 |
Текстильная | 36 |
Производство потребительских товаров длительного пользования | 0,21,5 |
Производство потребительских товаров массового спроса с малым сроком использования | 0,21,5 |
Величина роялти может изменяться на протяжении всего срока действия договора. Может несколько раз в год или каждый месяц. Такая ставка называется скользящей. Чем выше уровень дохода дочернего предприятия, тем меньше придется тратить на процентное отчисление.
Компания устанавливает процент с оборота или маржи. Размер отчислений франчайзер определяет сам. Он зависит от того, сколько было предоставлено услуг или продано товара франчайзи. Обычно это 2-6%. По статистике процент роялти колеблется от 1 до 12%.
Выплата производится раз в месяц, квартал или год. Чем реже, тем меньше затрат приходиться на сложные расчеты. Рассчитывать комиссию бухгалтеру непросто, а его заработная плата включена в расходы предпринимателя, оформившего франшизу.
Если иметь дело с зарубежным рынком, процент отчислений в каждой стране свой на разные услуги.
Взносы уплачиваются в валюте указанной владельцем бренда. В зарубежных компаниях используется доллар. В отечественных фирмах – рубль.
Достоинства и недостатки выплаты роялти
Франшизы, работающие без помощи и дополнительных услуг законного собственника, называют дилерскими. Единой модели такого существования нет. Каждый занимается своим делом, а прибыль делится между компаньонами. Например, один производит продукцию, другой работает над ее сбытом.
Один из ярких видов работы без отчислений собственнику, работа в сетевом маркетинге. Сюда можно причислить компании, занимающиеся предоставлением услуг (строительством и ремонтом, к примеру). Такой вид партнерства имеет значительные риски, хотя и не требует изначально много затрат. Но сотрудничество на основании регулярных отчислений имеет больше достоинств, чем недостатков для обеих сторон.
Плюсы при таком виде сотрудничества у владельца собственности:
- популяризация своего бренда;
- раскручивание бизнеса с минимальными затратами;
- доступность развития в регионах;
- дополнительная финансовая поддержка для дальнейшего развития своего дела;
- формирование приличного рекламного фонда благодаря регулярным выплатам.
Для начинающего предпринимателя:
- возможность пользоваться известной маркой или торговым знаком, имея права, считай, как у их основателя;
- получение опыта и курирование старшего товарища;
- большие возможности при формировании личного бизнеса;
- право на использование кредитных ресурсов;
- конкурентоспособность на рынке из-за узнаваемости товара или услуги.
3 шага через Золотую Корону провести погашение кредитов: оплата онлайн.
Чем отличается паушальный взнос от роялти можно узнать тут.
Все о карте Окей в электронном виде: https://cowcash.ru/news/russia/karta-okej-v-elektronnom-vide.html.
Недостатки работы с объектами при регулярных отчислениях тоже есть. Франчайзера могут поджидать неприятности:
- в недобросовестности ведения бизнеса и несоблюдение корпоративных законов участником соглашения;
- в сложности контроля над исполнением обязанностей партнера;
- коммерческие секреты и разработки становятся доступными, в том числе и для конкурентов.
У арендатора минусы:
- в некоторой зависимости от компаньона;
- в сложности адаптации к новому стилю ведения бизнеса;
- в невозможности расторжения договора раньше времени;
- в обязательном корпоративном обучении.
Франшиза предполагает договорные отношения между 2 субъектами.
Продолжительность соглашения длится обычно год. Но по прохождении половины срока партнеры сверяют исполнение договоренностей. Если наблюдаются систематические нарушения, с какой-либо из сторон, от продолжения сотрудничества отказываются.
Для этого необходимо при подписании документа, оговорить и зафиксировать условия прекращения совместной деятельности.
Видео на тему, что такое роялти:
Читайте далее: